Нынешний учебный год многие школьники, родители, педагоги ждали с большой опаской. Что будет, как будет и чем закончится? Виноватых, похоже, искать перестали. Теперь думают, как это пережить. Так чем же отличится новый учебный год? - Изменена нумерация классов. 10-х классов в этом году не будет вообще. Зато будут со знаком «штрих». 9-й штрих - это те, кто, учась по 12-летней системе, в минувшем учебном году закончили восьмой класс, 11 -й штрих - те, кто закончил десятый класс. Именно им придется за год пройти программу двух лет. А закончившие в мае 9-й класс по 12-летней программе 1 сентября снова пошли в 9-й, потому что по новой 11-летней программе базовая школа - это 9 классов (на следующий год они пойдут в 11 -и класс и будут сдавать выпускные экзамены). - Классы штрих (которые проходят год за два) могут заниматься не 5, а 6 дней в неделю. Сдавать экзамены они будут на общих основаниях, по одним и тем же билетам, вне зависимости от того, что за год пройдут программу двух лет. - Резко, почти в два раза, увеличилось количество 9-х классов. Как следствие - нехватка учебников. Доиздать их обещают уже в ближайшее время, а пока будет практиковаться так называемый комплектный вариант: учебниками пользуются на уроках, а домашние задания учитель задает так, чтобы можно было его выполнить. - Сокращена обязательная часть учебной программы, что коснулось ряда предметов, в том числе иностранного языка, математики, физкультуры и т.д. Вместе с тем увеличилось количество часов факультативных занятий. Например, еженедельно в 1-м классе у ученика может быть 4 часа факультативных занятий, в 5-м -3 часа, в 9-м - 5 часов. Предполагается, что программы повышенного уровня будут изучаться на факультативных занятий. - Иностранный язык будут изучать только с третьего класса. Но за счет факультативов можно и с первого класса. - Многим гимназиям, несмотря на то, что гимназисты должны учиться только в первую смену, придется в этом году организовать учебу в две смены. По крайней мере - для 6 - 7-х классов, пото¬му что в нынешнем учебном году выпуск базовой школы будет значительно больше, в минувшем. Но ученики 5-х, 9-х и выпускных классов гимназий учатся только в первую смену! - Факультативы могут начинаться не раньше чем через 30 минут после окончания уроков, а для второй смены они могут быть и до занятий. Но факультативов у учителей будет очень много. И не исключено, что факультативные занятия у ребенка могут начаться и в 16, и в 17 часов... Таким образом, жить далеко от школы становится крайне неудобным. - Для посещения выбранного факультатива (все они бесплатные, а учителям эти часы оплачиваются) родители должны написать заявление. Кстати, факультатив «Основы безопасной жизнедеятельности» - обязательный для всех. - Количество часов учебного плана осталось как и при 12-летней системе обучения. Следовательно, по официальной версии, и сокращения штата учителей не должно быть. А увольняются они якобы из-за того, что боятся не¬добрать часов факультативов. - Профессиональная подготовка учаихся (УПК) сохраняется. - В классах и школах с углубленным изучением иностранных языков штудировать языки на повышенном уровне будут за счет факультативов. Но оценка за факультативные занятия в аттестат не выставляется, просто будет написано, что успешно освоил такую-то программу, такой-то курс. В сетку расписания уроков факультативы ставиться не будут! Один учитель, как правило, будет вести и урок, и факультатив. - Историю Беларуси и всемирную историю объединили в один предмет, но в аттестат пойдут две оценки. - Учебный год во всех классах будет длиться с 1 сентября по 1 июня (т.е. увеличен на одну учебную неделю). - В учебных планах гимназий по сравнению с обычной школой с 5-го класса будет больше часов отведено на иностранные языки и математику. А профиль (физико-математический, химико-биологический, филологический, обществоведческий) и в гимназиях, и в лицеях появится только со старшей ступени обучения. Важно знать: Обязательная учебная нагрузка (в неделю): - 1 - 4-й классы - 18 - 21 час; - 5 - 9-й классы - 24 - 28 часов; - 10 - 11 -й классы - 27 учебных часов. Максимальная нагрузка во всех типах общеобразовательных учреждений одинакова: